Выбор редакции

Финграмота 14 Июля 2015

Тихий квартирный… июль

Обзор рынка недвижимости по итогам первого полугодия 2015 г.

Финграмота 6 Мая 2015

Сколько можно играть пешками?

Последние полгода я чаще обычного наблюдаю клиентов, которые приходят к нам именно для обмена валюты. Желая сохранить св...

Справочник 17 Февраля 2015

Решение о присоединении

По итогам 2014 года действующий ипотечный портфель ВТБ24 рос опережающими темпами и увеличился почти на 50% или на 2...

Публикации все

Ссылки по теме все

  • 9 Декабря 2018

    "Половинка" финграмоты

    Минфин России за семь лет использовал лишь половину средств, предусмотренных на проект по повышению финансовой грамотнос...
  • 3 Декабря 2018

    Рэнкинг НПФ-2018

    НРА подготовило рэнкинг НПФ по итогам деятельности за 9 месяцев 2018 года. Рэнкинг основан на данных, опубликованных на ...
  • 29 Ноября 2018

    Комментарий к банковской отчетности

    НРА комментирует основные итоги деятельности банковского сектора по состоянию на 01.11.2018 года. Расчеты проводились на...

Мероприятие

25 Июля 2018

Страховка от грядущих трудностей

Страховка от грядущих трудностей
Страховка от грядущих трудностей
Экономика – это наука о распределении ограниченных ресурсов. И одним из ключевых вопросов перераспределения является вопрос о налогах. Уровень совокупной налоговой нагрузки определяется степенью огосударствления экономики – чем она выше, тем выше и уровень налоговой нагрузки, и наоборот. В России степень огосударствления экономики составляет около 70%, что и предопределяет значительную налоговую нагрузку. Для российской структуры экономики – это неизбежная реальность.

Однако бесконечно повышать налоги тоже нельзя. Происходит либо переход «в тень» (где это возможно), либо бизнес вообще закрывается. Это вынуждает правительство быть очень аккуратным в вопросе повышения налогов. С другой стороны, если правительство явно ждёт заметного ухудшения экономической конъюнктуры, то  желание повысить налоги выглядит рациональным. Это снижает риски того, что правительство не сможет выполнить свои социальные обязательства (самые чувствительные области – пенсии, пособия и зарплаты бюджетников). Из двух зол, как правило, выбирают меньшее, в данном случае – повышение налогов.

Выбор именно НДС для повышения доходов бюджета легко понятен. НДС составляет около трети доходов федерального бюджета (еще около трети – доходы от экспорта сырья, другая треть – всё остальное вместе взятое). Кроме того, НДС хорошо собирается. Уклониться от него сложно, а для крупного бизнеса почти невозможно. Это и предопределило выбор именно НДС для повышения. Повышение других налогов дало бы очень слабый эффект.

Размер повышения – с 18% до 20% – выглядит достаточно разумным (несколько лет назад НДС и был 20%, но потом был снижен до 18%). Меньшая величина дала бы меньший прирост доходов бюджета, заметно большая грозила бы сильным ростом инфляции и торможением экономического роста (который и так очень невелик – фактически экономика России находится в состоянии застоя).

Грубо оценить влияние повышения НДС на рост цен довольно просто: льготную ставку НДС имеет около четверти товаров (в основном продовольствие, лекарства). При  росте ставки на 2% это даёт рост инфляции примерно на 1,5%. Это оценка очень грубая, но точнее прогнозировать сложно из-за того, что спрос на разные группы товаров неодинаково реагирует на рост цен. Кроме того, на инфляцию в России сильно влияют и колебания валютного курса (около трети потребкорзины среднего россиянина составляет импорт), что делает бессмысленными очень точные расчёты.

Издержки от роста НДС будут перенесены на конечного потребителя – на граждан.

Рост цен на 1,5% не порадует российских граждан, но и катастрофическим его назвать нельзя. Подавляющая часть россиян перенесут это рост без катастрофических потерь для семейных бюджетов, хоть и радости эта мера не вызовет.

Влияние на рост экономики оценить намного сложнее (главная проблема – оценка «ухода в тень» и снижения потребительского спроса). Однако грубая прикидка дает оценку - 1% роста ВВП. Это неприятно, но тоже не катастрофично. По мере адаптации и граждан, и бизнеса к новой ставке налога этот эффект сойдёт на нет.

Сам факт того, что правительство решилось на повышение НДС, говорит о том, что ожидания ухудшений положения дел в экономике очень серьезные. И этой мерой правительство заставляет всех (и бизнес, и граждан!) затянуть пояса.

Сергей Хестанов,
советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер»:

Свежие новости

11 Декабря 2018

Большая игра. Новогодний бум

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» предлагает клиентам принять участие в новогодней акции «Большая игра. Новогодний бум». Призовой фонд игры составляет 3 миллиона рублей.  Принять участие в игре могут клиенты Банка – держатели дебетовой или кредитной карты УРАЛСИБ любой категории.
11 Декабря 2018

«ЭРГО Жизнь» - полный контроль

ПАО СК «Росгосстрах» стало собственником 100% долей в уставном капитале ООО СК «ЭРГО Жизнь». Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 06.12.2018 года.
10 Декабря 2018

Проезд - в одно касание

Все держатели Социальной карты Башкортостана МИР Банка УРАЛСИБ теперь могут в одно касание оплачивать проезд в общественном транспорте. Ранее оплата проезда была доступна только для льготных категорий граждан, пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел.