Выбор редакции

Финграмота 14 Июля 2015

Тихий квартирный… июль

Обзор рынка недвижимости по итогам первого полугодия 2015 г.

Финграмота 6 Мая 2015

Сколько можно играть пешками?

Последние полгода я чаще обычного наблюдаю клиентов, которые приходят к нам именно для обмена валюты. Желая сохранить св...

Справочник 17 Февраля 2015

Решение о присоединении

По итогам 2014 года действующий ипотечный портфель ВТБ24 рос опережающими темпами и увеличился почти на 50% или на 2...

Публикации все

Ссылки по теме все

  • 21 Февраля 2019

    Вклады: рост доверия

    Жители Республики Башкортостан хранят в банковских вкладах Республики Башкортостан 385,2 млрд руб. За 201...
  • 14 Февраля 2019

    "Просрочка" показала сокращение

    По информации 4 200 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 4 квартале 2...
  • 5 Февраля 2019

    Банки: НРА комментирует итоги

    Темпы роста активов банковского сектора незначительно опережают темпы роста капитализации сегмента. Драйвером роста банк...

Мероприятие

25 Июля 2018

Страховка от грядущих трудностей

Страховка от грядущих трудностей
Страховка от грядущих трудностей
Экономика – это наука о распределении ограниченных ресурсов. И одним из ключевых вопросов перераспределения является вопрос о налогах. Уровень совокупной налоговой нагрузки определяется степенью огосударствления экономики – чем она выше, тем выше и уровень налоговой нагрузки, и наоборот. В России степень огосударствления экономики составляет около 70%, что и предопределяет значительную налоговую нагрузку. Для российской структуры экономики – это неизбежная реальность.

Однако бесконечно повышать налоги тоже нельзя. Происходит либо переход «в тень» (где это возможно), либо бизнес вообще закрывается. Это вынуждает правительство быть очень аккуратным в вопросе повышения налогов. С другой стороны, если правительство явно ждёт заметного ухудшения экономической конъюнктуры, то  желание повысить налоги выглядит рациональным. Это снижает риски того, что правительство не сможет выполнить свои социальные обязательства (самые чувствительные области – пенсии, пособия и зарплаты бюджетников). Из двух зол, как правило, выбирают меньшее, в данном случае – повышение налогов.

Выбор именно НДС для повышения доходов бюджета легко понятен. НДС составляет около трети доходов федерального бюджета (еще около трети – доходы от экспорта сырья, другая треть – всё остальное вместе взятое). Кроме того, НДС хорошо собирается. Уклониться от него сложно, а для крупного бизнеса почти невозможно. Это и предопределило выбор именно НДС для повышения. Повышение других налогов дало бы очень слабый эффект.

Размер повышения – с 18% до 20% – выглядит достаточно разумным (несколько лет назад НДС и был 20%, но потом был снижен до 18%). Меньшая величина дала бы меньший прирост доходов бюджета, заметно большая грозила бы сильным ростом инфляции и торможением экономического роста (который и так очень невелик – фактически экономика России находится в состоянии застоя).

Грубо оценить влияние повышения НДС на рост цен довольно просто: льготную ставку НДС имеет около четверти товаров (в основном продовольствие, лекарства). При  росте ставки на 2% это даёт рост инфляции примерно на 1,5%. Это оценка очень грубая, но точнее прогнозировать сложно из-за того, что спрос на разные группы товаров неодинаково реагирует на рост цен. Кроме того, на инфляцию в России сильно влияют и колебания валютного курса (около трети потребкорзины среднего россиянина составляет импорт), что делает бессмысленными очень точные расчёты.

Издержки от роста НДС будут перенесены на конечного потребителя – на граждан.

Рост цен на 1,5% не порадует российских граждан, но и катастрофическим его назвать нельзя. Подавляющая часть россиян перенесут это рост без катастрофических потерь для семейных бюджетов, хоть и радости эта мера не вызовет.

Влияние на рост экономики оценить намного сложнее (главная проблема – оценка «ухода в тень» и снижения потребительского спроса). Однако грубая прикидка дает оценку - 1% роста ВВП. Это неприятно, но тоже не катастрофично. По мере адаптации и граждан, и бизнеса к новой ставке налога этот эффект сойдёт на нет.

Сам факт того, что правительство решилось на повышение НДС, говорит о том, что ожидания ухудшений положения дел в экономике очень серьезные. И этой мерой правительство заставляет всех (и бизнес, и граждан!) затянуть пояса.

Сергей Хестанов,
советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер»:

Свежие новости

21 Февраля 2019

Вклады: рост доверия

Жители Республики Башкортостан хранят в банковских вкладах Республики Башкортостан 385,2 млрд руб. За 2018 год объём вкладов в республике вырос на 5,6 %.
19 Февраля 2019

Статус инвестиционного советника

Банк России включил Райффайзенбанк в реестр инвестиционных советников. В связи с изменениями, внесенными в Закон «О рынке ценных бумаг», Friedrich Wilhelm Raiffeisen, подразделение по работе с состоятельными клиентами Райффайзенбанка, закрепил за собой право осуществлять инвестиционное консультирование.
18 Февраля 2019

Лучшие студенты страны

Компания РОСГОССТРАХ на протяжении более чем десяти лет реализует программу по поддержке лучших студентов российских вузов и колледжей из семей сотрудников и агентов компании. В начале нового семестра именные стипендии были назначены 117 студентам из 40 регионов страны, в том числе 40 студентам стипендия назначена впервые.